- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Деятельность службы занятости населения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005842 |
Тема: | Деятельность службы занятости населения |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………..……3 Глава 1. Теоретические основы службы занятости населения в Российской Федерации…………………..………………………………………………….…….6 Особенности занятости и безработицы в России…………………………..6 Сущность и основные направления деятельности службы занятости населения………………………………………………………………………..…..12 Законодательная база, регулирующая занятость населения…………….18 Глава 2. Анализ деятельности СЗН (на примере города Набережные Челны)………………………………………………………………………………26 2.1. Общая характеристика ГКУ Центра занятости населения в г. Набережные Челны………………………………………………………………………………..26 2.2. Анализ занятости населения в городе Набережные Челны………………30 2.3. Программы, реализуемые СЗН по содействию занятости и сокращению безработицы в городе Набережные Челны ………………………………………35 Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности работы СЗН…………38 3.1. Проблемы службы занятости и рынка труда в регионе…………………..38 3.2. Предложения, направленные на поддержку занятости населения……………………………………………………………………………46 Заключение…………………………………………………………………………49 Список использованной литературы…………………………………………….53 Приложения………………………………………………………………………..55 Введение Актуальность темы исследования. Переход российской экономики от административно-командного управления к рыночным отношениям, начавшийся в начале 90-х годов и продолжающийся по настоящее время, выявил значительное количество проблем, требующих своего разрешения в рамках формирования новой государственности нашей страны. Одной из наиболее острых проблем для России является проблема формирования цивилизованного рынка основанного на плюрализме форм собственности, свободе предпринимательской деятельности, трудовой активности и свободе труда. На рынке труда продают и покупают трудовые услуги, связанные с использованием умственных и физических способностей людей, а также их навыков и опыта для производства экономических благ. Роль рынка труда в экономике каждой страны чрезвычайно велика в силу того, что подавляющее большинство людей в любой стране получают доходы именно благодаря ему, продавая свой труд. Таким образом, рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги, и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности. В чистом виде рыночные механизмы саморегулирования, устанавливающие жесткую конкуренцию на рынке труда, при отсутствии государственного воздействия на данные отношения приводят (в условиях Российской действительности) к массовой безработице и значительному обнищанию населения. Занятость - это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. На данный момент времени это очень актуальная тема, так как рынок труда - это важнейший элемент рыночной экономики. В связи со спадом производства в 90-х годах, кризисными явлениями в экономике в России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Проблемы безработицы волнуют сейчас многих, поскольку работа - это, с одной стороны, источник доходов, а с другой - средство самоутверждения человека в обществе. На сегодняшний день проблема занятости населения стоит довольно остро. Данной проблемы занимались следующие авторы: Кибанова А.Я., Остапенко Ю.М., Филь М.С., Шестакова Г.Н., Эсаулова И.Г. Цель исследования – рассмотреть деятельность службы занятости населения, а так же разработать рекомендации по ее совершенствованию. Объект исследования – центр занятости населения в г. Набережные Челны. Предмет исследования – механизмы регулирования рынка труда и занятости населения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования: Рассмотреть особенности занятости и безработицы в России. Изучить сущность и основные направления деятельности службы занятости населения. Проанализировать законодательную базу, регулирующую занятость населения Дать общую характеристику ГКУ Центра занятости населения в г. Набережные Челны. Провести анализ занятости населения в городе Набережные Челны. Рассмотреть программы, реализуемые ГКУ Центра занятости населения по содействию занятости и сокращению безработицы в городе Набережные Челны. Выявить проблемы службы занятости и рынка труда в городе. Разработать предложения, направленные на поддержку занятости населения. Теоретическую основу исследования составили такие методы, как исторический, статистический, аналитический, диалектический, сравнительный. Информационной базой исследования послужили данные с официального сайта г. Набережные Челны, а так же статистические данные города. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Введение отражает актуальность выбранной темы, а так же содержит цель, задачи, объект и предмет исследования, а так же теоретическую и методологическую базу работы. В первой главе рассмотрены особенности занятости и безработицы в России, изучена сущность и основные направления деятельности службы занятости населения, а так же проанализирована законодательная база, регулирующая занятость населения. Во второй главе содержится характеристика ГКУ ЦЗН г. Набережные Челны, проведен анализ занятости населения в городе, рассмотрены программы, реализуемые ЦЗН по содействию занятости и сокращению безработицы, в городе Набережные Челны. В третьей главе проанализированы проблемы службы занятости и рынка труда в регионе, а так же разработаны предложения, направленные на поддержку занятости населения. В заключении сформулированы выводы по всей работе. Глава 1. Теоретические основы службы занятости населения в Российской Федерации Особенности занятости и безработицы в России В нашей стране безработица – одна из главных проблем, как населения, так и правительства. Число соискателей растет каждый год. Каким будет рынок труда в России 2015 года. Государственная статистика сделала выводы, что к концу 2015 года из числа работоспособного населения более 4 млн. человек – безработные. В службах занятости зарегистрировано меньше 1 млн. ищущих работу, а пособие по безработице получают еще меньше людей. Учет безработных в России осуществляется двумя способами: на основании обращений в службу занятости, и по данным обследования населения по проблемам занятости, которое проводится в объеме 0,06% от численности населения. Ежеквартально в целом по России обследуется 65 тысяч человек в возрасте 15-72 года, в годовом объеме — около 260 тысяч человек. Согласно данным выборочных обследований населения Росстата, в апреле 2015 года 4,4 млн. человек (5,8% экономически активного населения) были безработными. В учреждениях службы занятости зафиксировано и того меньше — 1 млн. человек. Теми же данными воспользовался и президент во время «прямой линии» в апреле 2015 года, отвечая на вопрос об итогах года. В то же время, согласно социологическим опросам, на февраль 2015 года 27% населения отмечали сокращение кадров на своих предприятиях в конце 2014 — начале 2015 года. Согласно Росстату, уровень безработицы за последние 10 лет колебался в пределах от 5,3% в 2014 году до 8,2% в кризисном 2009 году, в целом изменяясь в сторону уменьшения безработицы (рис.1). Рис. 1. Динамика уровня безработицы по данным Росстата, (*) 2015 год — в среднем за январь-апрель Всего в России количество безработных по данным ЕМИСС (Единая межведомственная информационно-статистическая система) за первый квартал 2015 года равняется 4,3 млн. человек. Но следует учитывать, что и ЕМИСС, и Росстат не учитывают так называемую скрытую безработицу, когда формально работник числится работающим на предприятии, но фактически не работает, что связано с источниками, на которые опирается Росстат и ЕМИСС. В региональном разрезе наихудшая ситуация в республике Ингушетия — уровень безработицы там равен 29,9% в апреле 2015 года. В других Северо-Кавказских республиках, а также Калмыкии, Забайкальском крае, Севастополе, республике Тыва и в Ненецком АО уровень безработицы превышал 10%. Уровень безработицы в пределах 3% отмечается только в Москве и Санкт-Петербурге. Именно в Центральной части России, уровень безработицы либо не превышает, либо превышает незначительно средний по стране показатель в 5,8%. На значительной части территории России безработица достигает 6-8 % от количества экономически активного населения, среднее значение 7% . Ещё одной причиной такого регионального различия по уровню безработицы (уровень безработицы в Москве в 18,7 раз ниже, чем в Ингушетии) является слабое региональное развитие и распределение финансов, большая часть которых уходит в федеральный бюджет. В результате регионы не имеют достаточных средств для вложений в развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест. Это особенно актуально для республик Северного Кавказа с высокой долей молодежи в структуре населения (от 20,7 до 34,8% населения младше трудоспособного возраста), которой в скором времени потребуются рабочие места. А также для регионов Сибири и Дальнего Востока в связи с высокой удаленностью и недостаточным развитием коммуникаций между этими регионами и Центральным экономическим регионом России. Из-за этих факторов экономика регионов развивается крайне низкими темпами. К этому добавляется и наличие по соседству стран с достаточно дешевой рабочей силой и развитыми производствами готовой продукции, что приводит к сырьевой специализации регионов. Одной из причин регионального дисбаланса в уровне безработицы является и экономическая специализация регионов. В связи с политикой деиндустриализации, которую проводили в России с начала 1990-х годов, и ухудшением положения сельского хозяйства в связи с ориентированностью на построение постиндустриальной экономики, наихудшая ситуация в сфере занятости наблюдается в регионах, специализирующихся преимущественно на сельском хозяйстве и обрабатывающем производстве с одновременной невысокой долей сферы услуг в структуре экономики. Безработица может быть не только ясно фиксируемой. Существует и так называемая скрытая безработица — те, кто в качестве безработных не зарегистрирован, либо те, кто и не уволен, формально занят, но не имеет возможности работать в полную силу. Например, находится в неоплачиваемом отпуске либо работает неполный рабочий день. Причина увеличения незанятого населения – медленный рост экономического развития в стране. Не радует современное состояние и перспективы развития рынка труда в РФ и работников бюджетных организаций. Прогнозируются сокращения среди работников образования, финансовой сферы, здравоохранения. Хотя, по данным Минздрава, в стране катастрофически не хватает врачей. А вот работники в энергетических компаниях могут не беспокоиться: им пока не грозит сокращение. Не особо поменяется состояние в сфере торговли и высоких технологий. Количество рабочих мест здесь может вырасти. Массовые сокращения планируются в сфере железнодорожного обслуживания. Но компании авиаперевозок говорят о дефиците пилотов и технических специалистов. Банки для себя не видят кризиса, они могут даже увеличить зарплату своим работникам. Среди банков существует своя большая конкуренция, кто ее не выдерживает – уходит с рынка финансовых услуг. В фармацевтической отрасли все стабильно. Происходят некоторые расширения производства лекарственных препаратов и их сбыта. Большим спросом пользуются инженеры высокой квалификации, менеджеры по продажам, толковые управляющие кадры, специалисты по ИТ – технологиям. Предприятия России не увеличивают количество рабочих мест по ненадобности. Они также не хотят рисковать увеличением и расширением производства из-за прогнозов мирового кризиса. Работодатели учитывают особенности российского рынка труда в настоящее время и по-своему пользуются этим. Так как конкуренция среди желающих устроиться на работу большая, работодатели уменьшают уровень зарплаты и ставят ограниченные требования кандидатам. Поэтому бывает, что хорошие специалисты соглашаются работать за минимальную зарплату. Правительство обещает пересмотреть законы о труде и пособиях по безработице, увеличить размер прожиточного минимума. Разрабатываются программы обучения и повышения квалификации для работников разных сфер деятельности. По результатам опроса работодателей крупных предприятий, можно сделать вывод: найти работу в 2016 году будет сложнее. Большая часть компаний призналась, что новых сотрудников нанимать не собирается. Они предпочитают развивать профессионализм уже имеющегося персонала, если возникает необходимость. В стране предвещают проблемы неполной и избыточной занятости в некоторых сферах российского рынка труда в будущем году. Востребованные и квалифицированные работники в России распределились по всех областях деятельности, хотя наиболее развита сфера компьютеризации. Работодатели постоянно ищут хороших системных администраторов, программистов. Наблюдается излишек менеджеров. Специалисты по изучению рынка труда прогнозируют, что специалисты, в которых сегодня наблюдается дефицит, будут востребованы и через 5 лет. Если сравнивать уровень безработицы, сложившийся в России за 2015 год с уровнем безработицы, зафиксированным по итогам 2014 года, то можно сказать о ряде кардинальных изменений. Если по итогам 2014 года в отчетах фигурировали данные о том, что работу ищут всего 5,6%, так называемого, экономически активного (то есть в возрасте от 15 до 72 лет) населения страны (или 4,2 миллиона человек в абсолютном выражении, что могло бы означать наиболее низкий уровень безработицы за последние 10 лет). Однако, с началом 2015 года ситуация изменилась в неблагоприятную сторону. Численность безработных началась увеличиваться уже с первого месяца нового года. Динамика безработицы в начале кризиса не отличалась от мировой. Наиболее тяжело пришлось в 2009 году: безработица выросла с 6,3% до 8,4%, или с 4,8 до 6,4 млн. человек. Негатив мог быть и глубже, но именно в 2009 году Россию накрыла давно предсказанная экспертами демографическая яма: численность экономически активного населения стала уменьшаться. Сначала помалу, поскольку в кризис люди держатся за рабочие места и не уходят до последнего. Но тренд долгосрочный. «Дети материнского капитала» только пошли в школу и в экономику вольются лет через 10–15. До этого число трудоспособных граждан в России обречено падать. В дальнейшем в России с безработицей начались чудеса: она стала резко падать, описывая на графике странного вида параболу. Обычно так не бывает: предприятия в кризис быстро сокращают людей, а потом долго набирают, опасаясь второй и последующих кризисных волн. Тем не менее Росстат фиксировал устойчивый трехлетний тренд падения. И в конце 2014-го чиновники бодро рапортовали о «самой низкой безработице за 10 лет». Очень низкий уровень безработицы прошлого года – экономический факт. Хотелось бы, конечно, знать, в чем причины такого поворота событий. Однако, они вполне очевидны. Во-первых, это замедление темпов роста отечественной экономики, начавшееся еще в середине 2014 года. Мировой тренд показывает, что со снижения темпов экономического развития увеличивается доля незанятых в бизнесе людей. При этом, тенденция такова, что прогноз по росту безработицы, скорее всего, оправдается, поскольку экономика России без принятия радикальных мер продолжит снижать свои темпы и даже, вполне возможно, ВВП вообще перестать давать какой-либо существенный прирост по отношению к прошлогодним показателям. Анализируя уровень безработицы по России с прогнозами на весь текущий 2015 год, стоит отметить важность получения следующих данных: – Доля безработных среди трудоспособного (экономически активного) населения – Аналогичные показатели для конкретных отраслей экономики (торговля, строительство и т.д.) – Число безработных в России (данные Росстата) по итогам 2014 года составило 5,34 млн. человек, что, является минимумом с 2002 года. В декабре 2014 г., по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, 5,3 млн. человек, или 5,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 0,9 млн. человек, в том числе 0,8 млн. человек получали пособие по безработице. 4,5 5,0 5,5 6,0 6,5 I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII по фактическим данным с исключением сезонного фактора тренд 2014г. 2015г. Рисунок 2 – Уровень безработицы по методологии МОТ Уровень безработицы в мае 2015 г. составил 5,6% (без исключения сезонного фактора) Средний возраст безработных в мае 2015 г. составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 24,3%, лица в возрасте 50 лет и старше – 18,7%. По данным проведенного обследования, в мае 2015 г. 30,3% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в государственные учреждения службы занятости населения, 59,6% безработных – обращение к друзьям, родственникам и знакомым. Таким образом, можно сделать следующий вывод. В России уровень занятости и безработицы меняется с каждым годом. Снижение занятости населения в первую очередь обусловили экономические преобразования в стране. Сущность и основные направления деятельности службы занятости населения Рынок труда регулируют не только службы занятости. Здесь можно назвать общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, прямо влияющие на квалификацию людей, выходящих на рынок труда; учреждения, оказывающие помощь в трудоустройстве лицам, имеющим для этого ограниченные возможности; центры профориентации для молодежи и для тех, чья квалификация больше не нужна вследствие технологических изменений. Тем не менее, среди этого множества действующих лиц службы занятости играют главную роль, отслеживая состояние рынка труда, регулируя действия других. Насколько успешно они справляются с этой ролью, настолько хорошо функционирует, в общем, и рынок труда. В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости. Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1919 г., и соответствующими законами и нормативными актами РФ. Центры занятости решают следующие основные задачи: сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда; консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства; профессиональная ориентация всех групп населения; выплата пособий по временной незанятости; консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы; оказание помощи в кадровом планировании предприятий; организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы; социально-психологическая работа с клиентами. В соответствии с Законом Российской Федерации о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Закон утверждает ряд положений. Готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять определенное место работы. Закон признает «подходящей работой» такую, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы. Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы. Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категории граждан: не достигшие 16-летнего возраста; лица, которым назначена пенсия, исключая инвалидов III группы; отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы; впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной). Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев. Государственные службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости - человек должен быть безработным. Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются: 1. регистрация безработных; 2. регистрация вакантных мест; 3. трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4. изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5. тестирование лиц, желающих получить работу; 6. профессиональная ориентация и переподготовка безработных; 7. выплата пособий зарегистрированным безработным. Исторически службы занятости возникали как отделы Министерств труда. В некоторых странах под влиянием требований социальных партнеров им предоставлен автономный юридический статус. Они также могли создаваться по инициативе организаций предпринимателей или трудящихся, либо иметь статус частных агентств, действующих в интересах общества. Чаще всего, в соответствии с рекомендацией Международной Организации Труда 1948 г, служба занятости является автономной, но находится под контролем Министерства труда. При этом она имеет региональные и местные отделения, территориальные органы (консультационные пункты, модельные центры и др.), подчиненные национальной службе занятости. Роль местных отделений служб занятости нельзя недооценивать. Эти отделения на переднем крае работы с людьми и должны учитывать их самые разнообразные потребности. Именно способность местных отделений служб занятости удовлетворять эти потребности свидетельствует об эффективности всей организации работы с экономически активным населением. Размеры служб занятости различаются в зависимости от того, какие функции возложены на них законодательством той или иной страны, а их значимость зависит от положения на рынке труда в стране. Качественное изменение роли службы занятости в регулировании рынка труда требует изменения подходов к взаимодействию службы занятости со службами персонала организации. Данная модель учитывает, что особую нагрузку служба занятости несет в периоды экономического спада и структурных сдвигов в экономике. Для регулирования рынка труда службе занятости населения предоставлены следующие права - запрашивать у работодателей информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе, о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников; - направлять работодателям, при наличии у них потребностей в рабочей силе, граждан, обращающихся в службу занятости для трудоустройства - разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для граждан, требующих особой социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве - заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве (с предварительной, при необходимости, профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств работодателей стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место работы. В механизме регулирования и организации занятости населения предусмотрено участие и работодателей, содействующих проведению государственной политики занятости на основе - соблюдения условий договоров (контрактов, других соглашений), регулирующих трудовые отношений в соответствии с законодательством; - реализации мер, предусмотренных в коллективных договорах (других соглашениях) по защите трудящихся в случае безработицы или приостановке производства; оказание содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставление сверхустановленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств предприятий и других работодателей; создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли предприятий уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели - трудоустройства определенного местным органом власти числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Помимо этого, работодатели обязаны: - своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме предоставлять службе занятости и в профсоюзный орган информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, число и категории трудящихся, которых оно может коснуться, и срок, в течение которого его намечено осуществить. Они так же несут ответственность в установленном законом порядке за предоставление недостоверных сведений - принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости. Работодатели имеют право на частичное возмещение средств в виде дополнительных налоговых льгот и других форм компенсации расходов, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для граждан особо нуждающихся в социальной защите, сверх минимального количества, устанавливаемого местными органами власти; на получение от службы занятости бесплатной информации о состоянии рынка труда, При необходимости служба занятости может компенсировать работодателям полностью или частично затраты по организации обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий. Таким образом, для реализации данного механизма есть все необходимые предпосылки. Законодательная база, регулирующая занятость населения В Российской Федерации в основном создана правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ. Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» - не ратифицирована (1988г.) и др. Примечательно, что на своей первой сессии в 1919 г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств. В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст.4). Европейская социальная хартия содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом». Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона «О занятости населения» (Приложение 5). Названные направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства. В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда. Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников. Законодательство Российской Федерации о занятости населения представляет собой систему нормативных правовых актов, определяющих правовые, экономические, организационные основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией права граждан на труд. Важнейшей для рассматриваемого института является ст. 37 Конституции РФ, устанавливающая право граждан на защиту от безработицы. Данное положение, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ закрепляют основополагающие принципы взаимоотношений субъектов, действующих в сфере обеспечения занятости. Данная область, как и трудовое законодательство в целом, относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в силу чего законодательство о занятости представлено актами не только федерального, но и регионального законодательства. Статья 7 Закона о занятости разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения. Так, к полномочиям федеральных органов государственной власти относится реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения, предупреждения массовой безработицы на территории Российской Федерации; принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения; разработка и финансовое обеспечение федеральных целевых программ в области содействия занятости населения; формирование и контроль за целевым использованием средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения; определение минимальных и обязательных в Российской федерации норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы; координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ по вопросам занятости населения; формирование основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций и организаций, осуществляющих структурные изменения производства. Именно по этим вопросам принимаются федеральные нормативные правовые акты. Следует отметить, что регулирование сношений в сфере обеспечения занятости осуществляется не столько ТК, сколько текущим законодательством. Ведущую роль играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который был принят 19 апреля 1991 г., существенно изменен и дополнен 20 апреля 199б г. и в настоящее время действует в ред. от 7 августа 2000 г. Закон о занятости определяет принципы государственной политики в сфере обеспечения занятости, права и обязанности субъектов действующих на рынке труда, права граждан в области занятости и предоставляемые им гарантии в этой сфере, организацию деятельности государственных органов занятости населения, правовые основы участия работодателей в обеспечении занятости и другие важные положения. Значительную часть источников, относящихся к институту занятости, составляют акты Правительства — высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации» на него возложено обеспечение проведения единой государственной социальной политики в целом и политики занятости в частности. В связи с этим особую роль играют утверждаемые Правитель....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: